bumerang777 (specnaz777) wrote,
bumerang777
specnaz777

Атомные маяки

Советские атомные маяки Длиннопост, История, Атомная энергетика, Мирный атом, Мореходство, Северный морской путь, Маяк
В 70-х годах по Северному морскому пути в СССР построили сеть автоматических маяков. Из-за удаленности от городов и любой цивилизации они были оснащены радиоизотопными термоэлектрическими генераторами, обеспечивающими энергию, необходимую для работы без необходимости постоянного обслуживания. Поэтому эти объекты часто называют «атомными маяками». В настоящее время практически все они заброшены.

Северный морской путь – опасный морской путь, который только с 1935 года, благодаря ледоколам, судоходен в течение всего года. Этот маршрут очень опасен из-за сложной береговой линии. В 1970-х годах советские власти решили повысить безопасность судов, проходящих по этому маршруту, построив сеть маяков. В последующие годы подобные маяки начали строить в других частях Советского Союза.
Советские атомные маяки Длиннопост, История, Атомная энергетика, Мирный атом, Мореходство, Северный морской путь, Маяк

Идея, однако, в начале столкнулась с большой трудностью в реализации. Из-за неблагоприятного климата маяки были расположены далеко от населенных пунктов. Таким образом, было практически невозможно поддерживать их в полной физической форме со стороны персонала маяка.

Единственное решение состояло в том, чтобы спроектировать полностью автоматические маяки, которые не требовали постоянного обслуживания, а только периодические проверки и техническое обслуживание. Однако для реализации такой концепции потребовались источники питания (автоматические маяки очень популярны, но используют постоянное подключение к электросети). В этот момент на помощь пришла советская космическая промышленность, которая использовала радиоизотопные термоэлектрические генераторы для питания спутников.

Советские атомные маяки Длиннопост, История, Атомная энергетика, Мирный атом, Мореходство, Северный морской путь, Маяк

Такие устройства, благодаря радиоактивному распаду, производят электричество, которого достаточно для питания маяка в течение достаточно длительного времени. Применяемые изотопы в большинстве случаев имеют период полураспада от нескольких лет до нескольких десятков лет. Это позволило спроектировать маяк так, чтобы он мог работать без дополнительного обслуживания в течение нескольких лет, а потом топливо в генераторах будет заменено на новые.

Советские атомные маяки Длиннопост, История, Атомная энергетика, Мирный атом, Мореходство, Северный морской путь, Маяк

Большим преимуществом этого типа устройств является простая конструкция, которая не требует постоянного обслуживания. Кроме того, в случае отказа, повреждения генератора или вскрытия корпуса не должно быть цепной реакции или взрыва. В СССР использовали изотоп стронция-90 в качестве топлива, время распада которого составляло 29 лет.

Во времена СССР было изготовлено 1007 РИТЭГов для наземной эксплуатации. Было построено несколько десятков таких маяков (некоторые из них были полностью автоматизированы, часть располагала небольшими комнатами для персонала обслуживания, который периодически посещали маяк для их проверки).

Атомные маяки успешно использовались до 1990-х годов. Однако после распада Советского Союза их обслуживание прекратилось, поэтому эти объекты были оставлены на произвол судьбы, и когда топливо закончилось, фонари перестали работать. Незаконченные здания постепенно приходили в упадок и разрушались.

Те, кто был немного ближе к цивилизации, также были разграблены. Большая часть маяков была официально выведена из эксплуатации, их РИТЭГи были взяты на хранение или утилизированы. Были зафиксированы случаи разукомплектации РИТЭГов охотниками за цветными металлами, при этом сами похитители получили смертельную дозу облучения.

Советские атомные маяки Длиннопост, История, Атомная энергетика, Мирный атом, Мореходство, Северный морской путь, Маяк

Было отмечено около десятка случаев отключения генераторов маяка. Хотя они генераторы больше не давали энергию, но все время облучались. В результате были не только опасны для здоровья, но и могли использоваться для создания небольших «грязных бомб». Хотя большинство генераторов были официально обнаружены. Было установлено примерно 1007 генераторов этого типа, предназначенных для установки в маяках, буях и т. д. По меньшей мере несколько десятков были потеряны при не полностью объясненных обстоятельствах.

link на статью
Источник здесь

Tags: Безопасность мореплавания, Интересные факты, Маяки, Навигация, Северный морской путь
Subscribe

Posts from This Journal “Маяки” Tag

promo specnaz777 сентябрь 7, 15:58
Buy for 500 tokens
Вход здесь
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments