bumerang777 (specnaz777) wrote,
bumerang777
specnaz777

Categories:

Аркадий Хасин пишет новую книгу: «Всем, кто меня слышит – прием!»

Оригинал взят у moryakukrainy в «ВСЕМ, КТО МЕНЯ СЛЫШИТ, ПРИЕМ!»

Этот призыв писатель-маринист Аркадий Хасин  хочет сделать названием своей новой книги – уже 26-й по ранжиру. Бывалые моряки помнят его как надежного товарища по флоту, опытного механика-наставника. Друзья и знакомые – как веселого неунывающего одессита с тонким и добрым юмором.
Приставку «писатель», Хасин получил еще в советское время, когда издал первую книжку «Море на вкус соленое». Она вышла тиражом 200 тысяч экземпляров. И имела такую популярность, что сам автор сумел ее приобрести, только будучи в Гаване в магазине советской книги. Одновременно Хасин заполнил никем не освоенную тематическую нишу из истории Одессы, описав ее жизненные коллизии, имевшие место после освобождения города в 1944-ом году. По одной из его новелл снят художественный фильм.


Сейчас он живет в Германии. В Одессу последний раз приезжал на презентацию своей 25-й книги «Порт приписки: Одесса». Его творческое вдохновение, наблюдательность и искреннее желание оставить в памяти строки о близких ему людях, интересных характерах, оригинальных переплетениях судеб позволяют ему выпускать по сборнику прозы каждый год.
 У Юрия Олеши было правило: «Ни дня без строчки». У Хасина, как видно, свой принцип: «Ни года без книги».

Кто расскажет правду о прошлом?
Поговорить с моряком и писателем удалось перед отъездом, летом 2014-го.
– Аркадий Иосифович, после представления читателям 25-го сборника рассказов Вы в Германию на отдых?
– Скорее, в творческую командировку. Есть еще много сюжетов, историй. Как говорится, сам на себе удивляюсь, что их помню, но они просятся на бумагу. Хватило бы сил. Ну и денег – тоже! Знаете ведь, культура вечна, пока она хорошо финансируется. Кажется, сегодня напечатать книгу не менее сложно, чем ее написать. Тираж в 100 экземпляров – это ведь только раздать знакомым «на подорки».
Почему выбрали такое название?
– Оно пока – рабочее, воспроизводит фразу, с которой обращается в эфир капитан, если судну нужна помощь: «Всем, кто меня слышит, прием». Обязательно кто-нибудь услышит призыв и откликнется. Все планы раскрывать не буду: я немножко суеверный. Скажу только, что открыть книгу должен мой самый первый рассказ о Гамбургском порте, напечатанный в 1962-ом году в сборнике под общим названием «На чужих причалах». Рядом с первой публикацией такого замечательного летописца флота, как Михаил Пойзнер.
Муза не дает расслабляться?
– Не так муза, как совесть. Посмотрите: сухопутные державы Чехия, Словакия, Венгрия имеют свои суда, арендуют порты на Западе. Изрядный флот имеет континентальная Монголия, морской державой становится Молдова. А родное Черноморское пароходство разворовано. Обещания политиков о его возрождении – блеф предвыборной саморекламы. Кто еще может рассказать правду о прошлом, если не мы, старожилы флота?
А еще о чем Вы хотите рассказать?
– О том бескорыстии и энтузиазме, с которым работали моряки прежней закалки. Их уже практически не осталось. Но сохранился их неповторимый колорит.
Да, в нравах нынешнего поколения мореходов принято работать, насколько заплатят. То есть – без любви к делу. Они хорошо считают, но, видимо, поэтому плохие рассказчики.

«За харч» – лишь бы на море
В 1946-ом году Хасин за неимением визы согласился на прибрежное плавание, а за отсутствием зарплаты – работать «за харч»: лишь бы служить на море!
– В каботаже нас кормили на 3 рубля в день. Как делить суточных полкило хлеба, полученного по карточке, каждый думал сам. На завтрак был кипяток и кусочек сахара. На обед – жидкий суп-хлебово из перловки и немного вареной ячки, иногда с кусочком мяса. На ужин – то, что оставалось от обеда, – вспоминает А. Хасин. – При этом работали по 12 часов и более. Но носы не вешали.
Комфорт на судах первых послевоенных лет был понятием гипотетическим. Жили в кубриках всем гамузом по 10-12 человек: матросы под полубаком, машинная команда – кочегары и машинисты на корме. Койки стояли в два-три яруса.

Но настоящей бедой были не скудность пайка и не теснота, а грызуны. Пароход был полон крыс. Чтобы они не сожрали хлеб, заветную горбушку клали в холщовый мешок и подвешивали под подволоком. Пацюки – твари умные, они умудрялись, пока моряки спали, становиться по трое друг другу на спины, чтобы дотянуться до провианта. Приходилось разгонять эту пирамиду брошенным ботинком.

Школа была суровой, но практика – отменной. А. Хасин вскоре заметил, что он, работая после Одесской ШМО (школы мореходного обучения) кочегаром на пароходе «Курск», в профессионализме не уступал выпускникам «вышки». Не в пример горе-инженерам не допускал такой полундры, как перелив бункера или закачка воды в топливный танк. С понятием умел орудовать кувалдой и напильником. Настала пора догонять в вечерней школе на Канатной те дисциплины, которые упустил из-за войны.

Время было крутое. С таким же претендентом на аттестат, Женей Нехлюдовым, по кличке Беня, гонявшим пары на портовом танкере «Бештау», молодому Хасину пришлось приструнить группку вечерников, которые срывали уроки. Как это было?
– Женя, пора навести порядок в классе, – сказал Аркадий.
На перемене друзья пошли в уборную, где вся компания собралась на перекур. На предупреждение она ответила вызовом. И стало ясно, что надо вышибить их главаря. Остальные сами притихнут. Первым с разворота врезал нахалу Женька. Затем началось… На следующий день побитые оппоненты привели своих верзил сводить счеты. Но и с этими справились, навели дисциплину.
– Внуку рассказываю – удивляется, – заключает А. Хасин.

Вместе сняли «Легенду о пианисте»
Жизнь более емкая, чем можно уместить под обложкой. Как, например, в одной новелле, передать свои впечатления о таком выдающемся флотоводце, как капитан Ким Голубенко?
Может, самым необычным в содружестве этих двух моряков было то, что они хоть и косвенно, однако поспособствовали съемке такого киношедевра режиссера Джузеппе Торнаторе, как «Легенда о пианисте. 1900-ый»!
– Я сошел на берег, – начал рассказывать новую  историю А.Хасин. – Ким, который был капитаном на учебно-тренажерном судне «Лесозводск», пригласил меня стармехом.

Оклад был скромный, но в плане добавки к зарплате обнадеживало, что судно зафрахтовала итальянская кинокомпания. Почему оскаровский режиссер выбрал для съемок именно это судно? Может, из патриотических соображений, поскольку теплоход был итальянской постройки. Но скорее из-за его добротности и комфортности. Судно поставили в Арбузной гавани на мертвый якорь. Но на нем сохранились просторная кают-компания с большими иллюминаторами, хорошая палуба. Немного декорума и «Лесозаводск» предстал фешенебельным лайнером, каким и следовало быть по сценарию.

Сюжет состоял в том, что негр-кочегар находит в салоне младенца-подкидыша. Мальчик растет на судне. Вскоре у него открывается поразительный дар пианиста-импровизатора. Он никогда не сходит с борта и погибает вместе с пароходом, когда настала пора взорвать его на рейде. Эту роль исполнял звездный американский актер Тим Рот. Всего съемочная группа составляла около 50 человек. В феврале-марте 1998-го года, когда над Одесским заливом задули сырые ветры, южане стали мерзнуть.

– К весне выделенное на обогрев топливо закончилось, и в каютах стало зябко, – пояснил обстановку А. Хасин.
Режиссер спросил, что можно сделать? Купить мазут, ответили ему. Кинопродюсер с мировым именем не торговался, а совершенно по-одесски спросил: «Сколько?»
Ким Голубенко дал распоряжение: «Выручай!». И А. Хасин поехал на нефтегавань.
– Там рядком стояли бензовозы. И, как крестьяне на «Привозе» картошку, так же водители продавали и топливо. Мазут – примерно по 300 гривен за 1 тонну, – вспоминает он. – По дороге прикинул сумму. Вернулся. Торнаторе с Кимом греются виски в каюте. Я говорю: «12 тысяч». Режиссер без второго слова полез в карман за портомоне. Так и согрели итальянцев. И фильм получился замечательный.

Творческие планы
Старый моряк говорит, что хотел бы написать об этом забавном эпизоде. Намеревался рассказать о «Бештау», который, будучи 1902-го года постройки, сохранился в отличном состоянии до начала 80-ых годов. И о такой его технической экзотике, как паровая машина. О том, что танкерок мог бы стать прекрасным плавучим музеем у брекватера Одесского порта. Конечно, о друге молодости Женьке по кличке Беня.
Как исследователь, писатель хочет размотать и осмыслить по своему цепочку замеченных им случайностей.
Что 13 января 1964-го года в Кадисском заливе затонул сухогруз ЧМП «Умань».
13 января 1972-го года затонул на одесском рейсе т/х «Моздок», буквально разрубленный пополам ударившим его в тумане болгарским танкером «Лом».
13 же января 2012-го года возле берегов Италии перевернулся круизный лайнер «Коста Конкордия».
13 января, еще будучи старшим механиком на т/х «Аркадий Гайдар» (ЧМП) Аркадий Хасин отказался запускать двигатель, чтобы не выходить ради отчета в ночное море, затянутое непроглядным туманом. Возможно, благодаря этой принципиальности были спасены люди и судно.

Владислав Китик
«Моряк Украины» № 3 от 28 января

К слову:
25-го января исполнилось 85 лет Аркадию Хасину.
Поздравления и пожелания любви и добра, надеемся, интернет донес автору во время. От редакции «Моряка Украины» хочется выразить надежду, что Аркадий Иосифович будет, как и прежде, радовать наших читателей искренними, правдивыми и незабываемыми историями своей морской молодости. И ждем новую книгу: «Всем, кто меня слышит – прием!»
Tags: Литература, Морские истории, Одесса, Про жизнь, Работа в море, ЧМП
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo specnaz777 сентябрь 7, 15:58
Buy for 500 tokens
Вход здесь
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments